|
Главная » 2013 » Март » 21 » Детские страхи
|
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем особенностями ребенка, и во многом носят преходящий характер. Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. Оно возможно только в том случае, если взрослые осознают причины происходящих в детях возрастных изменений и в соответствии с ними корректируют свое отношение к детским проблемам. С этой целью предлагается консультация-практикум "Не бойся, я с тобой, или Кое-что о детских страхах" для родителей детей 3-7 лет (приложение).
С целью оптимизации общения в ходе практикума используются:
- игры-разминки,
- экспресс-опрос,
- ролевые и коммуникативные игры,
- элементы арт-терапии.
Именно активные формы просветительской работы в дальнейшем поддерживают интерес родителей к взаимодействию с педагогом-психологом, вызывают желание интенсивно сотрудничать.
Эффективны те формы работы с родителями, благодаря которым мама или папа выступает не только как слушатель, но и как активный участник взаимодействия с психологом.
Консультация-практикум для родителей "Не бойся, я с тобой, или Кое-что о детских страхах"
Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте.
Задачи:
- познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;
- отработать на практике приемы снятия страхов;
- стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;
- оптимизировать детско-родительские отношения.
Ход консультации-практикума 1. Упражение-разминка "Электрический ток" Инструкция. Участники образуют круг и берутся за руки. Пожатием руки, начиная от ведущего, передают сигнал соседу: сначала в одну сторону, затем одновременно в обе стороны. Главное, чтобы не было перерывов в подаче сигнала и он вернулся к ведущему.
2. "Конкурс боюсек" Инструкция. Участники в быстром темпе по кругу называют самые разные страхи, которые могут встречаться у детей. Тот, кто не смог назвать страх, выбывает из игры.
3. Сообщение ведущего "Возрастные особенности страхов" В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному отрезку свойственны свои страхи. До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время "что это?" и "кто это?". Так малыш узнает не только, кто есть кто и что есть что, но и опасны или безопасны эти "кто" и "что". С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?", "когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т. д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью). От трех до четырех лет с вопросом "почему?" приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает. К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы "а я не умру?", "а ты, мама, не умрешь?" Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием. Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития. Вас должно больше взволновать, если ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему несвойственны.
Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх - естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен. Это и есть условие для формирования страха. Внешние обстоятельства жизни (отношения в семье, режим дня, приемы воспитания) во многом и определяют, воплотится это условие в страх или найдет свое нормальное отражение в умении реально оценивать степень опасности раз личных жизненных ситуаций. Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением.
4. Информация для родителей "Детская тревожность" Признаки детской тревожности многообразны: это и чрезмерная послушаемость, неуверенность, могут быть вспышки агрессивности, навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальца и т. д.), рассеянность, застенчивость, капризность, излишнее фантазирование, болезненность. В любом случае нужно помнить, что детскую тревожность порождают:
- 1. Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребенку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.
- 2. Повышенная тревожность самих родителей, стремление все делать правильно.
- 3. Противоречивые требования к ребенку (нет единства в семье), неровное отношение родителей к нему.
- 4. Стремление сравнивать своего ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами.
- 5. Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.
5. Тест "Определение типа детско-родительских отношений" (Н. Мартиросян) Родителям предлагается ответить на вопросы теста. 6. Информация для родителей "Способы преодоления страхов" Очень важно освоить практические способы преодоления детских страхов. Среди них можно выделить изотерапию и игру.
Игра Для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.
В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают с обрыва, дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений, в критической ситуации ребенок учится владеть собой, тестирует себя: не испугаюсь, справляюсь. В раннем возрасте изживанию страхов способствуют известные всем жмурки, прятки, пятнашки.
В прятки можно играть с 2 лет - это помогает ослабить, а иногда устранить страх темноты, замкнутого пространства, одиночества. В пятнашки и жмурки лучше играть с 3 лет - пятнашки снижают страх нападения и наказания, вырабатывает способность к защите, быстрому принятию решений; жмурки также устраняют страх замкнутого пространства.
Родителям чрезмерно чувствительных и нервных детей нужно как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках, саблях), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики и т. д.). Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли волка, Бабы-яги, Кощея в игре-драматизации.
7. Заключительная игра "Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь" (О.В. Хухлаева)
Инструкция. Участники идут по кругу, проговаривая "Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь". Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа, им нужно превратиться в него и "замереть". Ведущий выбирает самого страшного, который становится ведущим и продолжает игру.
8. Рефлексия, отзывы участников о практикуме |
Категория: Медицина. |
Просмотров: 998 |
Добавил: Администратор
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Наш опрос |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|