Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход. | Вход. | RSSСреда, 17.10.2018, 06:41

ДЕТСКИЙ САД №6

Меню сайта
Форма входа
Разделы
Расписание. [1]
Группы МБДОУ№6 [1]
Медицина. [3]
О праздниках в ДОУ. [3]
Другие новости. [4]
ИНФОРМАЦИЯ.
[21.03.2013]
Адаптация ребенка в условиях детского сада (2)
[15.03.2013]
Игры для детей раннего возраста. (0)
[22.03.2013]
Игры для развития мелкой моторики рук (0)
[18.06.2014]
Информация для родителей!!! (0)
[21.03.2013]
Маленький сад для детей (Консультация для родителей) (0)
[21.03.2013]
Упражнения и игры для развития речи детей раннего возраста. (1)
Главная » 2013 » Март » 21 » Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе "ребенок – родитель – педагог"
10:12
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе "ребенок – родитель – педагог"

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе "ребенок – родитель – педагог"        Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин "эмоциональное благополучие", содержание которого несколько уже, чем содержание термина "психическое здоровье". Согласно исследо­ваниям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, "эмоциональное благополучие" можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувст­вие ребенка, основой которого является удовлетворе­ние основных возрастных потребностей: биологиче­ских и социальных.

Обеспечение психологического здоровья в дошко­льном возрасте возможно с помощью реализации пси­хологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.

На современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического здоровья детей могут стать:

Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей.

Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную "психологизацию" педагогической практики.

Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее "самости", создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;

Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Основными педагогическими формами и метода­ми формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:

  • проведение специально разработанных психоло­гических занятий с детьми;
  • упражнения;
  • психологические игры;
  • этюды;
  • решение проблемно-практических ситуаций;
  • элементы арттерапии;
  • игры-драматизации;
  • подвижные игры;
  • чтение и анализ сказок;
  • беседы и др.

http://www.resobr.ru/bitrix/images/1.gifhttp://www.resobr.ru/bitrix/images/1.gifhttp://www.resobr.ru/bitrix/images/1.gifВ своей практической работе мы выделили следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников:

  • Обогащение эмоциональной сферы ребенка поло­жительными эмоциями.
  • Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  • Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само­оценка).
  • Обучение детей способам выражения эмоций, выра­зительным движениям.
  • Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож­ностях преодоления эмоциональных трудностей до­школьников.
  • Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

В своей практической работе мы выделили следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников:

  • Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  • Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  • Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
  • Обучение детей способам выражения эмоций, выра¬зительным движениям.
  • Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей до¬школьников.
  • Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Для комплексной работы с родителями воспитанников в нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог–психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум;
  • проведение детско-родительских групп.

Работа в детско-родительской группе - мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений. При работе в детско-родительской группе специалистами МДОУ активно использовались принципы и методы формирования и сохранения психологического здоровья семьи и ребенка, в рамках встреч проводились также консультации и вечера для родителей, беседы, упражнения на совместное творчество детей и родителей, были проведены информационно-аналитические срезы, которые позволили нам говорить об эффективности проведенных мероприятий.

Одной из эффективных форм работы с родителями стало проведение акции "Цветик-семицветик". В рамках акции родители учились эмоционально чувствовать своего ребенка, выражать свои эмоции, развивали коммуникативные навыки и совместно с детьми участвовали в творческих проектах. Данная форма работы также подтвердила свою эффективность в практической деятельности.

 Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:

  1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.
  2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
  • снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
  • ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
  • формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

Мы считаем, что при организации работы с педагогами также следует учитывать влияние педагогического стажа.

Позитивные изменения – это результаты деятельности всего педагогического коллектива, эффективного управления, полученные во взаимодействии с родителями воспитанников и другими социальными партнерами.

Мы считаем, что забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.

Категория: Медицина. | Просмотров: 432 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz